Трансформация АГНИ в АГТУ ВШН

Состоялась рабочая встреча ректора с коллективом Университета, на которой продолжилось обсуждение процессов трансформации. По мнению ректора Александра Дьяконова, «перед нами стоит серьезный вызов – мы должны очень быстро меняться. Наш индустриальный партнер делает очень много для нашего с Вами развития. Теперь пришло время коллектива принять вызов и продемонстрировать быстрые победы, а в горизонте до 2030 года – обеспечить устойчивое развитие Университета с трансформацией его в научно-исследовательский. Эта задача сверхсложная, но нам в помощь новые возможности, которые открылись перед нами благодаря участию в федеральном проекте «Передовые инженерные школы». Мы – единственный в стране ВУЗ, на базе которого успешно развиваются сразу две передовые инженерные школы. Первая – по трудноизвлекаемым запасам нефти, вторая – по биотехнологиям совместно с Университетом ИТМО».
Перед участниками мероприятия также выступили руководители образовательных программ Передовой инженерной нефтяной школы, которые проходят обучение в Московской школе управления СКОЛКОВО по программе «Код образовательных программ».
Перед ними сейчас стоит задача переосмысления подходов к организации образовательной деятельности, трансформации, пересборке и запуску новых образовательных программ в рамках Передовой инженерной нефтяной школы – магистратуры 21.04.01 Нефтегазовое дело «Интегрированное моделирование нефтегазовых месторождений» и 15.04.02 Технологические машины и оборудование «Цифровой нефтегазинжиниринг».
Структуру обучения и образовательную программу «Код образовательных программ» в центре трансформации образования СКОЛКОВО описали руководители образовательных программ Передовой инженерной нефтяной школы:
Шафиева С.В. пояснила суть реформы системы высшего образования в России. Пилотный проект по переходу на базовое высшее образование был запущен в 2023 году в 6 университетах (БФУ им. И.Канта, МАИ, МИСИС, МПГУ, Санкт-Петербургский горный университет, ТГУ). Новые практики с 1 сентября 2025 года уже распространятся на всю систему высшего образования.
Захарова Е.Ф. обратила внимание на изменение структуры бюджета университета в сторону увеличения до 30% доли доходов от внебюджетной образовательной деятельности с возможностью формирования эндаумент-фонда, а также увеличения до 30% конкурсного финансирования на НИР и НИОКР за счет перехода к технологическим разработкам и инновациям.
По словам Шипиловой О.А., «в запросах к образовательным программам должны учитываться не только содержание и назначение, но и форма и форматы реализации этих программ. Одной из первоочередных задач руководителя образовательной программы является обеспечение адекватности новой образовательной программы требованиям ключевых контекстов и ситуаций – университет, индустрия, рынок образовательных услуг, региональная программа развития, экономическая, политическая, социально-демографическая ситуация».
В рамках указанных контекстов Гришина Т.П. охарактеризовала позицию руководителя образовательной программы, включающую 4 функциональные стороны – продюсер, отвечающий за контексты и целостность программы, эксперт, определяющий содержание, организатор, определяющий реализацию, и методист, реализующий технологии образовательного процесса.
Структурированный код контекста образовательных программ «расшифровала» Антипова О.В., пояснившая систему употребления ОП (кому и зачем нужен выпускник?) и требования к образовательному результату, включающие компетенции, студента (команды) с заданными характеристиками, инженерные решения и технологии. Контекстами образовательных программ являются студент, университет, масштаб и сферы деятельности выпускника. Определение этих позиций позволяет каждому университету формировать свою стратегию развития в новых условиях современной подготовки инженеров.
Завершила выступление Гилязова С.Р., поделившаяся впечатлениями о стратегических направлениях практики работы на примере Университета ИТМО и роли студентов в образовательном процессе.